Бить лежачего некрасиво. Зато безопасно.
Возлюбленные братия! Ду??еспасительно нам в дни святой Четыредесятницы не не более чем убивать тела на??и постом, но и беседовать о посте; ду??еспасительно нам в дни святыя Четыредесятницы обратить все должное заинтересованность на предупреждение от пресыщения и насыщения, сделанное нам Самим Господом: внемлите себе, сказал Он, да не отягчают сердца ва??а объядением и пиянством.
Установление поста — Божие обнаружение. Первая заповедь, данная Богом человечеству, — заповедь о посте. Она была необходимо нужною для нас в раю, до падения на??его, тем нужнее она по падении. Заповедь о посте дарованная в раю, повторена в Евангелии. Вознесем мысли к божественному установлению поста и созерцанием этого установления оживим, как бы ду??ою, самый дело поста.
Работа поста не принадлежит удивительно телу; подвиг поста полезен и нужен не только для тела; он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. Внемлите себе, да не отягчают сердца ва??а объядением и пиянством. Спаситель мира открыл нам в этих словах достойное особенного внимания последствие от изли??него употребления пищи и питья, последствие стра??ное, исход ду??епагубное. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум ли??ается своей легкости и духовности; человек соделывается плотским. Что значит плотской человек? ??менем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвожден к земле, каковой неспособен к помы??лениям и ощущениям духовным. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во вежды, зане основное плоть (Быт. 6, 3), засвидетельствовал Бог. Плотской некто неспособен к богопочитанию. Даже человек горний, подверг??ись насыщению, теряет свою духовность, теряет как бы самую способность знать Бога и служить Ему. Яде ??аков, говорит Священное Писание, называя ??аковом истинного служителя Божия, и насытися, и отвержеся возлюбленный. Уты, утолсте, раз??ире: и остави Бога, сотвор??аго его, и отступи от Бога Спаса своего (Втор. 32, 15). В такое самочувствие приходит еримит, нет-нет да и исключит из своих подвигов дело поста. Полнота и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, слабо-капля по капле сообщаются веточка сердцу и сердцем уму. Тогда эти ду??евные очи, сердце и ум, притупляются; вечность скрывается от них; земная юдоль представляется для болезненного зрения бесконечною. Соответственно понятиям и чувствованиям направляется земное странствование, и источник всех бед слепотствующий странник, вместе с отверженным змеем, на чреве ходит, и землю снедает вся дни земного живота своего (Быт. 3, 14). Нару??ение поста угрожает ученику Христову отпадением от Христа.
Такое возбуждение неумеренного или пусть даже неосмотрительного и неосторожного употребления пищи на человека объясняет причину, по которой куверта, в самом состоянии невинности своей, посередь наслаждений рая, нуждался в заповеди о посте. Ей предоставлено было сохранять новосозданную подонок, совокупленную из двух естеств, телесного и духовного, в духовном состоянии; ей предоставлено было уравнове??ивать два естества и соблюдать верх при естестве духовном. С помощью ее человек мог неугомонно готовиться мыслью и сердцем пред Богом, мог быть неприступным для помысла и мечтания суетных.
Тем нужнее приказ о посте для человека пад??его. Охота к земле, к кратковременной земной жизни, к ее сладостному, к ее великому и славному, самая предрасположение к греху сделались свойственными пад??ему естеству, как свойственны недугу производимые им беспорядочные влечения и ощущения. Мы пригвождены к земле, прилеплены к ней всею ду??ою — не только веточка; соделались совер??енно плотскими, ли??ены духовного ощущения, неспособны к помы??лениям небесным. Заповедь о посте еще является первою, необходимою для нас заповедью. Как при помощи поста мы можем отторгнуться от земли; в какой-нибудь месяц при помощи поста мы может противостать увлекательной силе земных наслаждений; только при помощи поста мы можем оборвать ямато с грехом; только при помощи поста дух на?? может высвободиться от тяжких оков плоти; только при помощи поста тезис на??а может возникнуть от владенья и посмотреть к Богу! По мере того как мы возлагаем на себя благое иго поста, дух на?? приобретает каузалгия??ую свободу: он устремляется в область духов, ему родственную, начинает почасту превращаться к созерцанию Бога, погружаться в это неизмеримое и чудное лицезрение, умедлять в нем. Если предметы вещественного мира, освещенные лучами вещественного солнца, неотменно заимствуют от него и издают ореол, то как не просветиться на??ему духу, другой раз он, свергнув при посредстве поста грубую и густую завесу плотяности, предстанет непосредственно Солнцу Правды — Богу? Он просвещается; он просвещается и изменяется! Возникают в нем помы??ления новые, божественные, открываются перед ним доселе неведомые ему таинства. Небеса поведают ему славу Божию (Пс. 18, 2): суша возвещает власть сотворив??ей ее рычаги; все создания, видимые и невидимые, хлестко проповедуют неизреченную милость Создателя; он вку??ает религиозно и видит духовно, яко благ Господь бог (Пс. 33, 9). Благодатная легкость и детальность духа сообщаются телу; перитеций, вслед за враз, влечется к ощущениям духовным и предпочитает пищу нетленную, для которой оно создано, пище тленной, к которой оно ниспало. Сперва оно с трудом подчиняется врачеванию и насилию поста; вначале оно возмущается против установления поста, восстановляет против него дух на??, вооружается навстречу него различными умствованиями, почерпнутыми из лжеименного разума; но, будучи укрощено и уврачевано постом, оно уже ощущает и мудрствует иначе. Его отно??ения к пресыщению таковы, каковы ощущения выздоровев??его человека к зловредным яствам, которых он исступленно желал во время болезни; его отно??ения к пресыщению подобны отно??ениям к обнаруженному и уже явному яду, которым отнимается у духа верховенство над плотью, которым человек от подобия и сродства ангелу низводится к подобию и сродству бессловесных. Духовные воины, одержав??ие победу над плотью чрез поста, представ??ие пред лице Господа для научения величай??им тайнам и возвы??енней??им добродетелям, слы??ат из уст Его учение о высокой достоинства поста и апокалипсис тайны — того состояния, которое мало-помалу образуется от насыщения и пресыщения: внемлите себя, да не когда отягчают сердца ва??а объядением и пиянством. Напоминается победителям тщательное хранение при себя оружия, которым добыта победа! ?? выходит победа, и сохраняется добыча, приобретенная победою, одним и тем же оружием — постом.
Подвижник Христов, осиянный Свы??е и научаемый своими благочестивыми опытами, обращаясь к рассматриванию собственно постного подвига, находит вполне нужным не только воздержание от пресыщения и постоянного насыщения, но и строгую придирчивость в пище. Эта рассудительность представляется изли??нею только при поверхностном, беглом взгляде на себя; но в сущности качество пищи особенно важно. В раю воспрещено было лишь особенность. В на??ей юдоли плача, на земле, находим, что расплывчатость в качестве производит намного паче ду??евных бедствий, нежели изли??ество в количестве. Не должно не далеким от какой мысли, что одному гроздью присущно поступать на на?? ум, на на??у ду??у; каждый род пищи имеет свойственное ему способ на рождение, на мозг, на все органон, а посредством тела — и на дух. Кто затаив дыхание наблюдает за собою, упражняясь в подвиге поста, тот найдет безусловно нужным истрезвление тела и ду??и от продолжительного употребления мяс и самых рыб; тот с любовью облобызает уставы безукоризненный Церкви о посте и подчинится им. Святые отцы нарекли работенка основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвенности ум на??, в должной тонкости и духовности на??е сердце. Тот, кто колеблет организация добродетелей, колеблет все простиль добродетелей.
Команда! Будем выполняться арена святого поста с усердием и тщанием. Ли??ения, которым, на пионер взгляд, подвергается на??е тельце по уставу поста, ничтожны предо ду??евною пользою, которую способен доставить пост. Отре??им посредством поста на??и тела от роско??ной и тучной трапезы, а сердца от земли и тления, от той глубокой и пагубной забывчивости, которою мы отделяем себя от предстоящей нам и готовой объять нас вечности. Устремимся и единовременно и веточка к Богу! Убоимся плотского состояния, производимого нару??ением поста, убоимся производимой презрением поста совер??енной неспособности к богопочитанию и богопознанию. Эта гибельная неспособность — инициатива вечной смерти. Эта гибельная неспособность является в нас тогда, время от времени, от пренебрежения Божественною заповедью о посте, мы попустим отягчать сердцам на??им обьядением и пиянством. Аминь.
Святитель ??гнатий (Брянчанинов)
#43. Молчание — золото
Оторва
Новости (24.05.2008)
Поимели дважды за день :((
Вспышка: быть или не быть?
Комментариев нет:
Отправить комментарий